26.05.2020
Муниципальное нормотворчество – одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом. В результате правотворчества создаются общеобязательные правила поведения – нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.
Право населения на правотворчество, а именно гражданскую инициативу в муниципальном нормотворчестве, закреплено в частности в ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и может быть определено как предоставление права определенному числу граждан, то есть обладающим избирательным правом, непосредственно участвовать в разработке и обсуждении местных нормативных правовых, а также вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления, указывать на необходимость или же конкретный способ урегулирования отдельных общественных отношений в сфере местного самоуправления.
В целях реализации данного права должна быть создана инициативная группа, численность которой устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, не превышающая 3% от числа жителей муниципального образования. Инициативная группа представляет на рассмотрение определенный пакет документов, включающий в себя текст проекта нормативного правового акта соблюдением юридической техники, не противоречащий Конституции Российской Федерации, а также действующему законодательству, пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование, перечень нормативных правовых актов, которые подлежат отмене или изменению в случае принятия проекта.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Правотворческая инициатива является стадией муниципального нормотворчества и представляет собой обращение жителей муниципального образования к органам и должностным лицам местного самоуправления, содержащее указание на необходимость и (или) конкретный способ урегулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления.
Правотворческая инициатива населения может выражаться в инициативе созыва схода граждан, проведении местного референдума, официальном внесении должностным лицам и в органы местного самоуправления проектов нормативных правовых актов.
В частности, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ с инициативой созыва схода граждан может выступить группа жителей поселения численностью не менее 10 человек. Участие населения муниципального образования в муниципальном нормотворчестве осуществляется и путем участия в публичных слушаниях.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ публичные слушания проводятся в муниципальных образованиях с целью обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования либо главой муниципального образования.
Перечень вопросов, которые обязательно подлежат вынесению на публичные слушания, устанавливается федеральным законодательством. При этом порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) решениями представительного органа муниципального образования.
Федеральным законодательством предусмотрено не только участие жителей конкретного муниципального образования в публичных слушаниях, но и право инициирования проведения публичных слушаний. Так обеспечивается открытость и гласность деятельности органов местного самоуправления. Немалую роль в организации и проведении публичных слушаний играет уровень активности жителей муниципального образования, желание лично участвовать в решении вопросов местного значения. Представляется, такое участие должно быть интересным и важным для каждого. Любой желающий вправе задать вопрос, высказать свое мнение, внести какое-либо изменение, например, по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав или проект местного бюджета. Таким образом, законодатель указывает, насколько важно мнение каждого жителя муниципального образования при принятии определенных муниципальных правовых актов.
Население муниципального образования, как отмечалось ранее, вправе обратиться в представительный орган муниципального образования для назначения публичных слушаний. Как правило, жители образуют инициативную группу, которая непосредственно определяет вопрос(ы), выносимый(ые) на публичные слушания, обращается в представительный орган, который в течение определенного времени принимает решение о назначении публичных слушаний или об отказе в их назначении.
Действующим законодательством предоставлены достаточно широкие возможности для участия населения муниципальных образований в местном нормотворчестве, свидетельствующие о становлении демократических основ и развитии гражданского общества.
Заместитель прокурора района
юрист 1 класса С.В. Ханхашкеева