16.04.2021
В прошлом году 22.10.2020 Верховный суд РФ вынес решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании письма Минпроторга РФ от 11.05.2020, согласно которым в случае несогласия посетителя использовать СИЗ (средства индивидуальной защиты) представитель организации торговли вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения и отказать в его обслуживании.
Административный истец со ссылкой на п. 2 ст. 310, п. 3 ст. 426, ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» указал, что Методические рекомендации противоречат требованиям действующего законодательства, запрещающим односторонний отказ торговой организации от исполнения публичного договора, а также обусловливать приобретение одних товаров (услуг) обязательным приобретением других товаров (услуг). Другими словами, истец утверждал на незаконность установления условий обслуживания покупателей только при наличии маски.
Разбирая дело, Верховный суд РФ указал, что в соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Такими правовыми актами могут выступать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1 статьи 11).
Согласно подп. «в, г» п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 (в ред. постановления Правительства РФ от 31.01.2020 № 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
С учетом принятых Указов Президента РФ № 206 от 25.03.2020, от 02.04.2020 № 294, от 11.05.2020 № 316, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами СИЗ и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ.
Таким образом, Верховный суд РФ указал, что при принятии органами исполнительной власти субъекта соответствующего акта, отказ от обслуживания в магазине покупателя без маски является законным и обоснованным.
Заместитель прокурора
Куйтунского района
юрист 1 класса С.В. Ханхашкеева