27.11.2018
С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования- своеобразный элемент демократии- первобытный по характеру.
Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», чёрный – «против».
В Афинах существовал ещё один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чьё имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.
В Древнем Риме предвыборная компания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своём желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку- избирательный бюллетень и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Шли годы, столетия, сменились государства и формы правления народовластия. Как же проходили выборы в России?
Выборы на Руси. Вспомним Новгородское вече- орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. В период Московского царства при государстве для решения важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усилилась новыми членами и превратилась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, гости, старосты гостиных сотен, сотники чёрных сотен, казаки, а также «уездные люди» (вольные крестьяне). Для участия в Соборе депутаты прибывали по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Собора входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств и т.д. Соборы 1598 г. и 1613 г. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Романова.
Предшественницей нынешней палаты Федерального собрания является Государственная Дума. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.
История современной избирательной системы
История становления и развития современной избирательной системы Российской Федерации и Куйтунского района началась в 1993 году, когда Президентом РФ было принято несколько указов, направленных на реформирование представительных органов власти всех уровней. Начиная с декабря 1993 по июнь 1994 года, в России путём выборов предполагалось сформировать все без исключения законодательные и представительные органы- Федеральное Собрание Российской Федерации, органы местного самоуправления. Для их формирования демократическим путём начали создаваться избирательные комиссии.
П о поводу точной даты «дня рождения» современной избирательной системы мнения историков разнятся. Некоторые предлагают принять за «нулевой километр» 21 сентября 1993 года, когда вышел Указ Президента №1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Документ начинался со слов, больше похожих на сводку экстренных новостей: в России «сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны». Далее следовала жесткая критика съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и постановление о прекращении их деятельности. Здесь же утверждался ряд положений, касающихся будущих парламентских выборов.
За первооснову можно принять и 29 сентября 1993 года, когда Указом Президента РФ «О составе Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году был сформирован первый состав Центризбиркома на постоянной основе со сроком полномочий 4 года.
Весьма популярна версия и о том, что родоначальница и совершенная ровесница российской избирательной системы- российская Конституция. Их общий праздник- 12 декабря 1993 года-день всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации и выборов в обе палаты Федерального Собрания РФ. Бесспорным и неизменным, с любой точки зрения, остаётся год возникновения современной отечественной избирательной системы-1993.
В 1993 году была принята поистине демократическая Конституция, положения которой создают достаточную базу для формирования в России эффективного и действенного гражданского общества, его активного участия в политической жизни страны. Новую Конституцию РФ одобрили 58,43% граждан, принявших участие в референдуме. Участие в голосовании приняло 54,8% избирателей, включенных в список. Одним из авангардных прав, закреплённых в Конституции РФ и позволяющих констатировать, что Россия является правовым демократическим государством, выступает право граждан «избирать и быть избранным». То есть российским гражданам представлены значительные юридически закреплённые возможности активно участвовать в формировании и развитии государства, определять направление его политического курса.
Вынесение на всенародное голосование проекта новой Конституции, осуществлялось на основе Указа Президента РФ от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», в которой признавалась незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, определялись условия и порядок проведения всенародного голосования.
По завершении избирательной компании Указом Президента от 20 декабря 1993 года «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации».
Центральная избирательная комиссия по выборам в Совет Федерации и по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации была преобразована в Центральную избирательную комиссию РФ, действующую на постоянной основе, и поставлена во главе системы избирательных комиссий, образуемых для проведения различных выборов. Этим же Указом признается независимость Центризбиркома от других государственных органов при подготовке и проведении выборов. Комиссии совместно с Министерством юстиции РФ поручается разработать проекты федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации, Фактически через год после принятия Конституции вступает в силу Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан- их нарушение могло быть обжаловано в суд или вышестоящую комиссию. Была определена система избирательных комиссий, введена норма о сроках завершения предвыборной агитации ( в предшествующий выборам день), а институт общественного контроля был дополнен таким существенным элементом как международное наблюдение. Впоследствии все федеральные законы о выборах разрабатывались и принимались в соответствии с указанным Федеральным законом.
1995 годом датируется Федеральный закон от 21 июня № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», В федеральных законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» указано, что данные выборы, наряду с другими федеральными законами, проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (сменивший Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».1994 года).
Новый закон более детально регулирует основные избирательные процедуры, устанавливает обязательность и периодичность выборов, а также вводит порядок проведения референдумов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, став приоритетным по отношению к иным законам, регулирующим выборы и референдумы, потребовал масштабной работы по приведению в соответствие с новыми нормами федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также всего массива законодательства о выборах и референдумах в субъектах РФ.
Вместе с федеральным избирательным законодательством о выборах развивалось и соответствующее региональное избирательное законодательство.
Дальнейшая коррекция всей избирательной системы отражена по сей день в базовом Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
67-й Федеральный закон, являясь в сфере избирательного законодательства основным, рамочным, устанавливает принципы проведения выборов и референдумов в России, определяет основные гарантии избирательных прав. Другие Федеральные законы, уставы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в нашей стране, не должны противоречить 67-ФЗ. Региональному законодателю представлено право лишь дополнять гарантии реализации гражданами России конституционного права на участие в выборах и референдумах. Указанный закон со времени принятия более 50 раз претерпел изменения. Ряд поправок носил в определённой степени технический характер, а в ряде случаев нормы закона менялись кардинально. Среди масштабных изменения, которые были связаны, например, с отменой прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ в 2004 году и возвращением к прямым выборам в 2012 году; с увеличением срока полномочий Президента Российской Федерации ( с 4 до 6 лет) и Государственной Думы ( с 4 до 5 лет). Кроме того, за это время единые дни голосования (сначала второе воскресенье марта и второе воскресенье октября, а с 2013 года- второе воскресенье сентября). Так же среди знаковых изменений: в 2005 году введены понятия электронного голосования, комплексов для электронного голосования, в 2006 году в избирательном бюллетене отменена строка «Против всех». К 2008 году, было отменено ограничение о голосовании более чем по четырём бюллетеням в единый день голосования. Отменён порог явки избирателей. Изменения 2011 года установили «стабильность» границ избирательных участков. Схема избирательных участков становилась единой для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, и не могла меняться от выборов к выборам.
В марте 2012 года, на выборах Президента России, все избирательные участки впервые были оборудованы камерами видеонаблюдения, позволявшими отслеживать онлайн происходящее на избирательном участке в день голосования.
В 2017 году институт открепительных удостоверений сменил порядок голосования граждан по мету нахождения, был введён общественный контроль за порядком проведения выборов.
Изменения коснулись и самих избирательных комиссий, например в 2010 году срок полномочий комиссий, действующих на постоянной основе, увеличился с 4 до 5 лет. С 1 ноября 2012 года по всей стране составы участковых избирательных комиссий ( а также их резерва) формируются сроком на 5 лет. На современном этапе развития российской избирательной системы можно говорить о наличии не только законодательной базы, соответствующей общепринятым демократическим стандартам и регулирующей избирательные процедуры, но и о работающей на постоянной основе системе избирательных комиссий, профессионально занимающихся вопросами проведения выборов и референдумов.
Нельзя обойти вниманием то, что Россия в некотором роде превосходит государства, имеющие многолетний опыт проведения демократических выборов: в Российской Федерации приняты и действуют законы, не имеющие аналогов в зарубежной электоральной практике. Речь о том, что политическим партиям, допущенным к распределению мандатов в Государственной Думе, представлены гарантии равного освещения их деятельности на государственных общедоступных теле-и радиоканалах в межвыборный период. Соответствующим образом обеспечены гарантии эфирного равенства партий, представленных в законодательных собраниях регионов России.
В целом все современные основы избирательных прав российских граждан базируются непосредственно на конституционных началах. В Конституции зафиксировано, что единственным носителем власти в Российской Федерации является её народ.
Из истории выборов Куйтунского района
27 марта 1994 года в Иркутской области проводились самые массовые выборы, в результате которых были сформированы органы законодательной и исполнительной ветвей власти всех уровней- от глав сельских, поселковых, городских администраций области, депутатов городских, районных дум, а также депутатов Законодательного собрания области.
Первым мэром Куйтунского района был избран Макаренко Виктор Григорьевич, получивший 75% голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Состав территориальной избирательной комиссии в то время был следующим: председатель комиссии- А.А. Николенко, зам.председателя- В.И. Краснова, секретарь- А.А. Головань, члены комиссии- А.И. Бухарова, В.Г.Г ришкевич, Л.П. Рублёва, Н.Н. Ступин.
10 октября 2004 года состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Иркутской области четвёртого созыва, по результатам которых однопалатный представительный орган власти был сформирован в правомочном составе сроком на 5 лет.
Важной особенностью проведения избирательной компании являлось то, что областной избирательный округ включал в себя территорию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Выборы в областной парламент проходили по смешанной избирательной системе. Всего было избрано 45 депутатов. Из них 22 депутата избирались по одномандатным избирательных округам, 23 депутата – по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными бюллетенями и блоками.
В Куйтунском районе, в соответствии с пунктом 5 статьи 83 закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области» Нестерович Геннадий Николаевич, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признан избранным по одномандатному избирательному округу.
Состав территориальной избирательной комиссии в то время был следующим: председатель комиссии- А.С. Зиновьев, секретарь-Т.А. Немчинова, зам. председателя- В.В. Жуйков, члены комиссии- Н.И. Бондаренко, М.И. Тарасова, Л.В. Сидоренко, Ю.Д. Костюченко, А.И. Бухарова, В.А. Бубнов.
Важным событием для Иркутской области в целом и нашего Куйтунского района в частности стал референдум по вопросу об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в новый субъект Российской Федерации, состоявшийся 16 апреля 2006 года. 81,4 % избирателей нашего района участвовало в этот день в голосовании из них за объединение высказалось 93,6 %, просто ошеломляюще!.
Избирательная компания по выборам депутатов Государственной Думы, проходившая 2 декабря 2007 года открыла новый этап развития современного российского парламентаризма. Впервые в истории Государственная Дума была полностью сформирована по пропорциональной избирательной системе, предусматривающей распределение депутатских мандатов только между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями по единому общефедеральному округу. Существенно обновились другие параметры избирательной системы. В частности, отменена возможность проголосовать против всех кандидатов, включённых в избирательный бюллетень.
12 октября 2008 года прошли выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва, по результатам которых был сформирован представительный орган нового субъекта Российской Федерации- Иркутской области- образованного в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. На выборах использовалась смешанная избирательная система:
- 25 депутатов избирались по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями;
- 21 депутат избирался по одномандатным избирательным округам, которые образованы на территории Иркутской области, за исключением Усть-Ордынского Бурятского округа;
- 4 депутата избирались по многомандатному избирательному округу, который образован на территории административно-территориальной единицы с особым статусом- Усть-Ордынский Бурятский округ.
В этот же день 12 октября 2008 года, состоялись выборы мэра муниципального образования Куйтунский район. Выборы признаны состоявшимися, мэром муниципального образования Куйтунский район избран Полонин Андрей Иванович.
11 октября 2009 года состоялись выборы депутатов Думы муниципального образования Куйтунский район пятого созыва.
Эти выборы запомнятся по ряду обстоятельств. Во-первых, низкой активностью электората, не исполнившего своё конституционное право и на треть- проголосовало 32 % от числа зарегистрированных и внесённых в списки избирателей нашего района.
Во-вторых, непредсказуемостью результатов, когда вроде бы заведомые фавориты уступали дорогу менее известным конкурентам. Имеется ввиду, кандидаты из числа действующих депутатов муниципального образования Куйтунский район.
8 сентября 2013 года – Выборы депутатов ЗС Иркутской области и мэра МО Куйтунский район. Абсолютное большинство куйтунцев отдало предпочтение действующему мэру А.И.Полонину, продлив ему срок полномочий ещё на 5 лет, а в купе с соседями- тулунчанами делегировали в областной парламент от территории двух единороссов- Г.Н. Нестеровича (победил в одномандатном округе) и Д.З. Баймышева (прошел по партийному списку «ЕР»).
Оценивая же предварительные итоги голосования, отметим очередное снижение активности избирателей. 8 сентября по нашему району явка чуть не дотянула до 35% от числа зарегистрированных избирателей против 54,5% в 2008-м . Чем меньше населённый пункт, тем выше процент. Эту истину подтвердили жители АН-Завода, Бродов, Апраксина, Большого Кашелака, с.Мингатуй и некоторых других сёл.
Что касается Законодательного собрания, то среди конкурентов никто и близко не приблизился к Геннадию Николаевичу Нестеровичу. За него отдано 5079 голосов. Для сравнения, у занявшего вторую строчку В.Л.Смирнова-937, у остальных и того менее. Убедительная , безоговорочная победа!
Не вызвал сомнений и исход голосования по партийным спискам по нашему округу №17. «Единая Россия» получила поддержку 4450 избирателей. За ней следует КПРФ-1603, ЛДПР-1056, «Гражданская платформа»-583 и «Коммунистическая партия социальной справедливости» -361. Всего 158 сторонников оказалось у «Справедливой России», некогда одного из лидеров избирательных гонок. Но даже все вместе взятые партии чуть ли не вдвое уступили «Единой России».
Состав территориальной избирательной комиссии в то время был следующим: председатель- Т.А. Немчинова, зам. председателя- М.И. Тарасова, секретарь- Л.А. Гижа, члены комиссии: А.В. Багмет, В.П. Кихтенко, Т.П. Киреева, Любовь Печура, И.В. Редкодубская, С.В. Серых.
14 сентября 2014 состоялись выборы Думы муниципального образования Куйтунский район. Участие в голосовании прняло 7515 избирателей из общего числа 25625, что составило 29,33%. Активность ниже, чем была на выборах в октябре 2009 года.
Отметим явку в округах №8 (Усть-Када), где охват голосующих 39,17% и №7 (Алкин) с 38,33 процентами. Всех ниже этот показатель оказался в двух куйтунских округах- пятом (18,25%) и втором (19,82%), значительно, например, уступившим первому с 34,05%.
В последнем, а также в Барлукском №10 наблюдались наиболее плотные результаты отданных симпатий за кандидатов. В №1 преимущество Алексея Непомнящего над Сергеем Сапега исчислялось всего в 13 голосов. В №10 Леонид Нестеров опередил на 23 Алексея Колесникова, и из двух депутатов предыдущего созыва мандат на второй срок полномочий получил один. Определённые сложности испытала и ещё одна представитель прежнего состава Думы Алена Якубчик (Тулюшка), которой серьёзно противостояла Татьяна Золотайко. Они заручились поддержкой соответственно 156 и 146 голосов земляков. Не устояла в п.Харик Галина Домбровская с 36,39% против 45,25 % у Германа Нюргачева.
Безусловные лидеры по отданному предпочтению Лидия Остапенко (Уховский №12) с 81,94%, Алексей Мари (Уянский округ №9) с 77,59%. Отметку в 60% превзошли вновь избранные депутаты Артём Пальчик (Куйтунский №2), Александр Зенин (Куйтунский №6), Владислав Бугрименко Усть-Кадинский №8), ему уступил теперь уже бывший депутат Алексей Белов, Павел Жах (Каразейский №14), и Любовь Ткачева (Кундуйский №13), а также обладающие мандатами народных избранников Татьяна Киреева (Куйтунский №3), Олег Степаненко (Алкинский №7), Любовь Молоцило (Ленинский №18).
Таким образом состав районной Думы обновился практически наполовину, открыв дорогу молодым. В нем шесть женщин, с преобладающим более чем вдвое числом мужчин. Подавляющий перевес получила «Единая Россия», занявшая 15 мест на 19 выдвинутых кандидатов. Ни один не прошел из десятка получивших поддержку КПРФ. Сохранила право быть представленной в местном органе самоуправления представительница ЛДПР Т.П. Киреева, которую, к слову, поздравил с победой сразу после подведения итогов лидер партии В.Ф. Жириновский.
27 сентября 2015
Губернатором Иркутской области на досрочных выборах, второй тур которых прошел 27 сентября 2015 года, стал кандидат от КПРФ Сергей Левченко, В Куйтунском районе в досрочных выборах губернатора во втором туре приняло участие 10397 человек-41,10% избирателей, что на полторы тысячи больше, чем в первом туре. С.Г.Левченко отдали предпочтение5699 (54,81%) из числа принявших участие в голосовании, С.В.Ерощенко-4436 (42,67%).
18 сентября 2016 года выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ седьмого созыва. Прежде всего отметим невысокую явку избирателей- за 34%, что чуть-чуть выше среднеобластной.
Из четырёх парламентских партий-фаворитов у нас предпочтение получили три-«Единая Россия» с 3717 голосами, КПРФ (2263) и ЛДПР (1458). Справедливороссы были только пятыми со 183 голосами, уступив Коммунистической партии Коммунистической России (292). В аутсайдерах- «Гражданская сила» (13), «Партия РОСТа» (26) и «ПАРНАС» (32).
Ни один из кандидатов по нашему одномандатному округу № 93 не оказался без поддержки избирателей. Предпочтение куйтунцы отдали Олегу Канькову (2881 голос), в итоге избранного в парламент страны. У В.Галицкова 721, Л.И.Егоровой-653, Остальные претенденты оказались далеко позади.
18 марта 2018 года в выборах президента Российской Федерации приняло участие 13250 избирателей Куйтунского района, что составило 54,12% от числа включённых в списки. Шесть лет назад этот показатель был выше. Сказалось то обстоятельство, что произошло общее снижение имеющих право голоса- на 1627 человек, да и явка несколько снизилась ( в 2012-м было 15071-57,70%).
Куйтунцы в целом продемонстрировали солидарность с набравшим в последнее время силу стремлением к общероссийскому единению вокруг национального лидера действующего Президента РФ В.В. Путина. При этом превзошли и среднероссийский (73,06%) показатель отданных, в удельном исчислении, за Владимира Владимировича голосов-78%.
9 сентября 2018 года в выборах мэра Куйтунского района и депутатов Законодательного Собрания Иркутской области приняло участие 10050 человек, что составило 41,08% от числа зарегистрированных избирателей. Из них 4138 отдали свои предпочтения Алексею Мари-41,17%. На 896 голосов от лидера отстала Галина Манух (32,26%). Третью позицию, как и предполагалось, занял Андрей Полонин со скромными 17,25процентами. Далеко позади остались Сергей Урядкин (1,66%), Сергей Терехов (1,52%), Сергей Прохватилин (1,11%) и Максим Зольников (0,64%). Таким образом, в нашем районе произошла «смена караула» с избранием нового мэра, что в принципе было ожидаемо. А вот что касается определения депутата Законодательного собрания Иркутской области по нашей территории, то результат следует отнести отчасти к непредсказуемым: многолетний парламентарий Геннадий Нестерович проиграл тулунчанину Денису Шершневу (3992 голоса против 4085).
На сегодняшний день состав Куйтунской территориальной комиссии следующий: председатель-Немчинова Татьяна Аркадьевна, зам.председателя- Виноградова Юлия Витальевна, секретарь-Светлана Владимировна Герасименко, члены комиссии- Т.В. Банщикова, Н.И. Бондаренко, Л.В. Горбасенко, Л.А. Молоцило, Л.А.Пытко, И.В. Редкодубская, О.М. Фетисова, системный администратор-Л.А.Бердников.
Куйтунская территориальная избирательная комиссия на должном уровне организовала и провела 6 избирательных компаний по выборам Президента Российской Федерации, 7- по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, 4-по выборам Губернатора Иркутской области , 7-по выборам депутатов Иркутской областной Думы, выборы органов местного самоуправления, референдумы.
Территориальная избирательная комиссия Куйтунского района и её нижестоящие избирательные комиссии в пределах своих полномочий успешно обеспечивают на территории Куйтунского района реализацию и защиту избирательных прав граждан и их право на участие в референдуме. Избирательные комиссии на деле являются главными идеологами и организаторами демократических преобразований, участия граждан через выборы и референдумы в управлении государственными и местными делами.
Главная заслуга избирательной комиссии в том, что в Куйтунском районе выборы всех уровней проводятся на высоком организационном и законодательном уровне, честно, открыто и гласно, с высокой активностью избирателей.
По праву избирательная комиссия Куйтунского района признана одной из правофланговых среди избирательных комиссий Иркутской области.
Хочется назвать некоторых организаторов выборов, членов избирательных комиссий разного уровня с большим стажем работы, внесших большой вклад в становление и развитие демократической избирательной системы. Это, Зиновьев Анатолий Степанович- председатель Куйтунской ТИК с 2001 по 2010 годы, Немчинова Татьяна Аркадьевна- действующий председатель комиссии, Бердников Леонид Александрович- системный администратор ТИК, ветераны избирательной системы Куйтунского района-Е.А. Ашкер, Н.И. Бондаренко, Н.П. Бутолина, Т.В. Войтова, М.Н. Волкова, С.Н. Волкова, Р.П. Волосатова, Л.А. Гижа, А.А. Головань, Е.Я. Гук, Л.В. Ермоленко, В.Я. Жулусова, А.С. Зиновьев, Е.В. Иванова, Н.П. Катенкова, Т.А. Кедун, О.В. Кибирева, И.А. Кирпичникова, Т.Д. Клепцова, Г.С. Ковшарова, Е.Е. Крылова, Т.Ю. Маслобоева, И.Ю. Мищук, Л.Н. Окунь, Н.В. Панковец, О.В. Петрова, Е.В. Радецкая, Л.А. Распорская, Л.В. Пукало, О.В. Романова, Е.С. Романцов, М.В. Свечканёва, Т.В. Сенцова, Л.В. Сидоренко, С.А. Смоляк, А.В. Степанов, М.И. Тарасова, И.Ф. Ткаченко, Г.Н. Товпинец, А.Д. Токарева, В.Н. Федяева, В.М. Цапырина, Ю.В. Савостьянов, Е.А.Шатунова и др.
Основание: ф.Р-69,оп.1,д.48,49,59,61,63,64,68,69,71,73
Дело фонда Р-96 Куйтунской территориальной избирательной комиссии
Начальник архивного отдела
управления по правовым вопросам,
работе с архивом и кадрами администрации
муниципального образования
Куйтунский район
Е.В.Хужеева