12.10.2018
Совсем недавно Россия отмечала День учителя , праздник который никого не оставляет равнодушным , ведь все мы когда-то были учениками , и у каждого из нас был любимый учитель в школе , техникуме , колледже , вузе. Быть учителем –великий труд , требующий терпения , любви к своему предмету и к детям. Быть учителем –это призвание , образ жизни. В нашей стране работа учителя всегда была почетна . В Советском Союзе учителя , кроме своих прямых обязанностей учить , занимались и воспитанием , школе отводилось главенствующая роль участия в жизни детей.
В архивном отделе управления о правовым вопросам , работе с архивом и кадрами администрации муниципального образования Куйтунский район на страницах газеты «Коммунар» сохранились исторические моменты рассказывающие о состоянии образования в Куйтунском районе в 30-х годах прошлого века.
1933 год
Школа готова к учебному году
Школа 1-й Станицы постановления крайкома партии и районо о подготовке к учебному году выполнила. Ремонт закончен к 15 августа . После ремонта проходят занятия с отстающими учениками .
Вопрос о подготовке был проработан на общем собрании колхозников и единоличников . Выбрали школьный Совет , комиссию содействия и ревкомиссию .
По докладу зав школой т.Михальченко о политехнической учебе собрании решило собрать на покупку слесарных и столярно-плотничьих инструментов. Многие крестьяне понесли в школу рубанки , стамески , пилы и т.д.
Дровами школа будет обеспечена на весь учебный год.
(Газета «Коммунар» № 48 от 26 августа 1933 года, Ф № Р-69, оп № 1 , д № 1 г, Л № 41)
1934 год
Как мы работаем
Наша Каразейская школа начала занятия своевременно -15 сентября . Все дети села школьного возраста охвачены учебой . Обучается 215 человек , посещаемость стопроцентная . Организованы горячие завтраки . Продуктами школа обеспечена за счет урожая с 6 га . В уборочную помогали колхозу , а за это колхоз выделил для школы 6 цент. картофеля и 1 цент. капусты. За счет собранных 5 цент. грибов , приобрели 41 кг. сахара.
Надеемся достигнутые успехи закрепить и к концу учебного года добиться ещё лучших показателей в работе .
Попов, Фетисов.
Помогаем колхозам
Уянская школа в порядке прохождения производственной практики силами учеников старших возрастов оказала помощь колхозам имени «Бурлова» и «Ленина» в уборке урожая . Всего убрано около 200 га . За оказанную помощь колхозы выделили для школы на горячие завтраки хлеб с 6 га.
Антипин
За образцовую работу в школах
обращение учителей зерносовхоза
ко всем учителям района
Постановлениями ЦК ВКП (б) и СОВНАРКОМА о начальной и средней школе нам указан верный Ленинский путь обеспечения высокими знаниями учащихся, путь сочетания учебы с практической работой социалистического строительства .
Мы констатируем , что все эти ценнейшие указания ЦК ВКП(б) у нас слабо претворяются в жизнь .
В школах нашего совхоза и даже всего района не изжито еще формальное отношение к педагогической работе . Еще процветает во всю формальное отбытие часов в школе вместо живой творческой работы с детьми , вместо упорной борьбы за необходимый объем общеобразовательных знаний .
Для иллюстрации достаточно привести один пример : поступившие и переведенные в 5-й и 6-й классы при первой же контрольной работе по русскому языку в большинстве сделали по 50-78 ошибок на одной странице тетради , не говоря уже об общем слабом уровне развития .
Это говорит за то , что в школе еще имеются серьезные недостатки , которые необходимо по – большевистски изживать . Вот почему так особенно ценны для нас три последних постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП (б) :
1.О структуре начальной и средней школы СССР
2.О преподавании гражданской истории в школах СССР.
3.О преподавании географии в начальной и средней школе .
Этими постановлениями ЦК ВКП (б) и Совнаркомом исправляют те серьезные недочеты , которые еще сохранились в нашей школе в виде преподнесения учащимся сухих штампованных социалистических или экономических схем , вместо точных знаний по истории и географии .
Достичь нормального уровня школы мы можем только через упорный труд прежде всего самих над собой .
Учитывая все это мы , учителя Иркутского з- совхоза центральной усадьбы , берем на себя обязательство перестроить работу школы на основе решения ЦК ВКП(б) и СНК СССР : конкретно выставляем :
1) Повышать свой теоретический уровень через запись и работу каждого из нас на соответствующем заочном обучении:
2) Внимательно и детально проработать новые программы и изменения к ним , составлять на основе их для практической работы четвертные планы и планы шестидневки.
3) Систематически готовится к урокам
4) Вести упорную борьбу с отставанием путем правильной организации взаимопомощи среди учащихся и систематической помощи отстающим со стороны педагогов .
5) Бороться за правильную организацию детского самоуправления учащихся и за укрепление кружковой работы.
6) Добиться оборудования школы учебными пособиями и организации не менее одного кабинета .
7) Вести работу с родителями , вовлекая их в работу школы через школьный совет комсод и ДСУ .
8) Создать фонд для беднейших учеников и обеспечить их теплой одеждой и горячими завтраками .
9) Всему коллективу совместно с учащимися оказывать активную помощь в уборке урожая совхоза и участвовать во всех хоз -полит собраниях по совхозу .
И так за большевистский порядок и дисциплину в школе , за школу воспитывающую любовь к труду , учебе , дающую максимум знаний , мы призываем всех учителей Куйтунского района .
Катышевцева, Евдокимова,
Зайцева , Кузнецова , Н Кузнецова ,
Е.Горбатенко, Старицина ,
Контарева
Добьемся образцовой работы в своей школе
Тулинская школа начала занятия 15 сентября . К этому времени ремонт школы был окончен. С самого начала в школе организованы горячие завтраки для школьников . Для детей далеко живущих от школы организован интернат.
Свой урожай школа убрала 20 сентября кроме этого принимала участие в уборке колхозного урожая , было организовано 2 воскресника.
В настоящее время школа укомплектована полностью . При школе организован комсод, школьный совет, работает производственное совещание. Учитывая особо –ответственные задачи которые стоят сейчас перед школой и пользуясь той заботой и вниманием , уделяемым школе со стороны правительства и партии . Мы работники школы обязуемся по ударному работать в своей школе и принимать активное участие в общественной работе , полностью изжить все недостатки в работе школы имевшие место в прошлом году .
Вызываем на соревнование на лучшую организацию работы школьных работников Чеботарихинской и АН-Завадской школ.
Зав школой Комин .
Школа без дров
Школа 2 уч. Ленинского свиносовхоза приступила к занятиям неподготовлено. Ремонт парт не производился , новых парт к имеющимся не добавили . Всего на 30 учеников , вместе с неисправными , имеются только 7 парт.
Дров нет , школа не отопляется . О подвозе дров уже надоело обращаться к дирекции совхоза и управляющему отделением , все же до сих пор дров не подвезли .
Когда же наконец будет настоящая забота о школе ?
Шашлов .
Неполная средняя школа начало занятий встретила неподготовлено
Кажется было вполне достаточно времени для того , чтоб было всё готово к занятиям , но для Куйтунской неполной средней школы , этого времени оказалось недостаточно. 15 сентября –первый день знаний . От того как этот день начнется во многом зависит работа всего учебного года. Этого не учли работники школы и в первую очередь не учел директор школы .
С раннего утра начали собираться ученики , школа их как будто совсем не ждала , неподготовленность бросается в глаза на каждом шагу .
Выстроились около школы ученики и до 10 часов ждали когда наконец придет директор. Но вот директор пришел . Под влиянием утреннего холода замерзшие дети с нетерпением дожидались окончания и переклички. Скорее в класс , за учебу –было одно желание.
Но классы оказались тоже неподготовлены . Пыль холод , разбитые окна и полнейший беспорядок встретились в классах .
Даже парты пришлось стаскивать и расставлять самим . В результате занятия начались вместо 9 только в 12 часов . Подсчет явившихся показал явку только на 71 процент. Это яркий образец тому как не надо готовится к началу серьезного дела. Начавшийся новый учебный год выдвигает большие задачи перед школой . Педагогический коллектив должен учесть недочеты первого дня и исправив их, по ударному взяться за дело.
В свиносовхозе занятия сорваны
Не одна школа в свиносовхозе еще не начала занятий . На центральной усадьбе не нашли времени для того , чтоб выкопать до начала занятий картофель и вместо учебы , первый день послали учеников копать картофель. В другой школе заведующий оказался в отпуску , а взамен его послать никого не позаботились. Райисполкому надо конкретных виновников срыва занятий привлечь к ответственности .
Образцовая школа будет работать образцова
15 сентября –начало учебного года . В этот день к 9 часам утра школьники районной образцовой школы в полном сборе . На линейке перед началом занятий директор школы т.Григорьев коротко , но ясно и четко осветил задачи , стоящие пред школой в новом учебном году . Пионер Плехневич от имени учащихся заверил , что на основе соревнования и ударничества школьники не будут иметь прогулов и опозданий не будет неудов.
-Мы добьемся того, чтоб наша образцовая школа была действительно образцовой , -заявил пионерский отряд. Раздается звонок и через 5 минут все на своих местах . Организованность , порядок и дисциплина с самого начала занятий свидетельствуют о том , что здесь проведена большая подготовительная работа .
Школьные здания имеют праздничный вид , в них чисто светло , уютно. Учебниками и учебными пособиями школа обеспечена полностью Плохо одно , что в школе не организованы горячие завтраки . Этому помешало отсутствие продуктов . Этот недочет должен быть устранен в самые ближайшие дни. Школа имеет все возможности организовать горячие завтраки у нее имеется подсобное хозяйство , оборудована столовая , надо только все эти возможности использовать .
Образцовая школа , в пример другим , принимает активное участие в уборочной , она полностью использовала отсрочку занятий для того , чтоб помочь колхозам убрать свои посевы . Пионеры и школьники помогли колхозу им.Яковлева , они так же убрали свой посев картофеля. И сейчас уже начали занятия , школьники и учителя в день отдыха помогли колхозу «Коминтерн» вязать и копать картофель.
По всем показателям работы Куйтунская образцовая школа , при помощи и заботе может и должна стать подлинно образцовой.
С пользой для себя
Учитель школы 1- Станицы Илийского сельсовета М. по своему понял необходимость использования детского труда в уборочных работах.
С 1 по 15 сентября ученики должны были пойти на сбор колосьев и копку картофеля в колхозе «Пам. Воронкова» Но учитель М. сорвал это дело . Он организовал детвору на уборку своего собственного картофеля .
Райно, прими меры.
Елисеев
(Основание: Ф Р-69; оп № 1; д № 1 д, 21,30,33,34, газета «Коммунар за 1934 год)
1935 год
Вредная беспечность в подготовке школ
Харчевская школа , Листвянского сельсовета к учебному году не готова. Сельский совет ничего не предпринимал к ремонту школы , ограничился только составлением сметы . Надо было приобрести : дранки, гвоздей , извести и выделить рабочую силу для проведения ремонта школы.
Правление колхоза стоит в стороне от подготовки к учебному году «забыв» взятое на себя обязательство быть передовыми в культурном строительстве .
Прорывное положение осталось незамеченным и со стороны рай ОНО , Райисполкома и даже специальной комиссией по приему школ , их готовности к новому учебному году.
Требуется немедленное принятие мер к ликвидации прорыва в подготовке школы к новому учебному году – со стороны сельского совета и колхоза.
Добьемся звания образцовой школы
Первичная комсомольская организация во главе с заведующим начальной школы с. Куйтун тов. Григорьевым И.Т. хорошо подготовилась к встрече своих питомцев . Здание школы приведено в надлежащий порядок . Всюду образцовая чистота , создан уют для учащихся . В классах хорошо отремонтированная и сделанная вновь мебель , на окнах и столах цветы , на столике графин с кипяченной водой .
Классы закреплены за группами . В школьной столовой чистота , заказана новая мебель. В коридоре имеется умывальник . Школа обеспечена всеми учебниками из расчета по одному на человека . На весь учебный год приобретено тетрадей , чернил и мела. Составлены учебные планы на первую четверть , учащиеся ознакомлены с правилами внутреннего распорядка , режимом дня –школьника и расписанием уроков.
Наряду с положительными показателями подготовки школы к занятиям, до сих пор школа не имеет преподавателя для первого класса , районный отдел народного образования зная об этом , мер ни каких не принимает.
На проведенном утреннике 1-го сентября зав. отделом пионеров РК ВЛКСМ тов. Баранов рассказал учащимся « о международном юношеском дне и задачах пионерской организации в школе» . Пед коллектив и учащиеся заверили секретаря РК ВЛКСМ тов. Любимова , что они добьются в 35-36 учебном году почетного звания образцовой школы .
К нормальным знаниям школа приступила 2 сентября .
Прозвучал первый звонок в новом учебном году. Учащиеся в просторном –светлом коридоре собрались на линейку . Проведена проверка явившихся и утренняя физ.зарядка . После линейки преподаватели развели учащихся по классам , в которых все готово к занятиям , есть мел , чернила, тряпка . Известно кто на какой парте сидит .
Прошло три урока занятий в школьной столовой готов первый завтрак . В большую перемену 90 учеников получили сытный завтрак.
Проведен первый организованный сбор пионерского отряда .
(Основание: Ф № Р-69; оп № 1, Д № 1е, , Л № 62 газета «Коммунар» № 5 от 5 сентября 1935 года) .
1938 год
Где будет обучаться 170 учащихся ?
В этом учебном году , детей железнодорожников ст. Куйтун ВСЖД будет обучаться не менее 250-270 человек.
Имеется старое помещение школы на 2 смены вмещает только 100 человек . Где же будут обучаться остальные 170 учащихся?
Строительство новой школы на 300 мест должно было быть полностью закончено к 1 сентября . Но по вине Зиминского стройучастка это строительство сорвано. Строительные работы выполнены только на 25-30 проц.
Командировочные строители из Иркутска , Улан –Удэ , Тайшета простаивают без дела из-за недостачи леса и строительных материалов . А отгруженный лес из Тулунского леспромхоза на 50 проц. брак.
Не все учителя обеспечены квартирами . Так «подготовились» на станции Куйтун к новому учебному году .
Слово за райисполкомом !
Мой опыт работы в школе
В порядке обмена опытом работы мне хочется на страницах газеты «Коммунар» рассказать , как я работала в прошлом учебном году и добилась 100% перевода своего класса.
Учительскую работу я начала в 1905 году 17-летней девушкой , опыта в работе не имела , но была назначена , в только что открывшуюся Барлукскую школу , заведующей . Какая же была тогда школа? Царское правительство не заботилось и не хотело обучать детей рабочих и крестьян , даже помещения не было , где можно было бы заниматься . Много трудностей пришлось пережить мне тогда , учить ребят ходила по квартирами обучала 3 класса , число учащихся нередко достигало до 60-70 и более человек .
С первых дней своей работы я полюбила детей и школьное дело , а полюбив ребенка , всегда получаешь от него взаимность , что очень важно для педагога . Эта любовь к школе и детям приучила меня к упорной и честной работе . Население оценило мою работу и всегда откликались на все школьные нужды и старалась мне помочь .
В этой школе я проработала 19 лет . Условия работы были неимоверные . Об учителе никто не заботился , бумагой не снабжали . Зачастую приходилось писать на деревянных дощечках углями , на листках старых газет и журналов . Несмотря на эти трудности все же добилась хороших результатов .
4 года учительствовала в Ромодановской школе.
Жутко даже вспоминать проклятое прошлое, учителя не считали человеком .
Только при Советской власти мы , учителя, вздохнули полной грудью. Благодаря неустанным заботам партии , правительства и великого Сталина об учителе, мы добились небывалых успехов на фронте народного образования.
В нынешнем году мой 4 класс на 100% был переведен . Как я этого добивалась ?
Во первых –упорная и честная работа аккуратность и любовь к ребятам обеспечили мне успех в работе . Я всегда стараюсь брать учащихся с 1-го класса и вести их до выпуска . После чего опять начинаю с 1-го класса , изучаю каждого ребенка в отдельности , знаю слабые его стороны , которые стараюсь исправить . Затем аккуратное составление планов , подготовка к занятиям –вот те методы , которые дают возможность каждому учителю честно выполнять поставленную перед ним задачу в новом наступающем учебном году.
Мельник Н.И.
Преподаватель Карымской начальной школы
Основание : Ф № Р-69, оп № 1, Д № 1 ж , Л № 140,142 газета «Коммунар» № 80 от 3 сентября 1938 г., № 82 от 10 сентября 1938 г.)
1939-1940 годы
Районное совещание учителей
26 и 27 августа в Доме соцкультуры с. Куйтун проходило совещание учителей начальных, неполно-средних и средних школ района. Совещание заслушало доклады зав. военным отделом райкома ВКП(б). «О между- народном положении Советского Союза» и зав райОНО « Об итогах работы школ за 1939-40 гг. и задачи нового учебного года.
В своем докладе т.Т. отметил что с момента введения всеобщего начального обучения по настоящее время в нашем районе число школ возросло с 62 начальных и 2 ШКМ до 73 начальных , 7 неполно средних и 2 средних школы . Число учащихся возросло с 6120 человек до 10524 человека .
В 1933-34 учебном году в школах района было 186 учителей , сейчас число учителей увеличилось до 298 человек . Значительно возросла и их квалификация . Если в 1933-34 учебном году учителей со средним образованием было 27 процентов и 73 процента с незаконченным средним образованием , то теперь имеем 34,4 процента с законченным и 57,8 процента с незаконченным средним образованием , обязательно прослушавших 10-ти месячные учительские курсы.
Далее переходит к изложению итогов 1939-40 учебного года . В прошедший учебный год школами района не было охвачено 69 детей школьного возраста . Коллектив учителей так же слабо боролся с отсевом учащихся. В течении прошлого года из школ отсеялось 1521 человек , из них 40 человек без уважительных причин. Наибольший отсев допустила Куйтунская средняя школа -200 человек и Барлукская КСШ -136 человек . Не велось достаточной борьбы за стопроцентную успеваемость . Так например , из 8093 учащихся 897 человек оставлены на повторный курс и 592 человека допущены к осенним испытаниям . Общая успеваемость по школам района составила 81,6 процента . Наилучшую успеваемость дали начальные школы (84,1 процента) и меньшую средние школы (71,1 процента) . Впереди всех вышла Уянская КСШ . В этой школе успеваемость составила 83,6 процента , школа превращена в центр культуры , имеет крепкий учительский коллектив и работа протекала там на основе широко развернутого социалистического соревнования.
Хуже всех школ работала Куйтунская средняя школа , успеваемость в ней составляла 68,5 процента. Низкую успеваемость дали Анстаничная и Барлукская КСШ и средняя школа Иркутского зерносовхоза.
В этих школах наблюдалось неорганизованность , не сплоченность коллективов и слабая дисциплина.
Докладчик отметил ряд учителей , которые благодаря упорной работе над собой и большевистским отношением к воспитанию детей в коммунистическом духе , добились стопроцентной успеваемости . Например, учительница 3 класса Уянской КСШ т.Шульгина , участница 2-го съезда учителей –отличников , за стопроцентную успеваемость премирована облОНО. Стопроцентной успеваемости добились учителя : т.Дудинова В. И Попова М. Уянской КСШ, Комина Е. Карымская КСШ, Беломестных Ленинская КСШ и др. Всего по району учителей отличников насчитывается 40 человек .
Переходя к задачам нового учебного года т.Т. говорил , что укомплектование школ в основном закончено. 74 школы к занятиям полностью готовы , но 8 школ находятся в процессе ремонта – это Ленинская КСШ , Кундуйская , Дулеповская , поселковая ст. Куйтун и другие начальные школы .
В прениях по докладу выступило 15 учителей , учительница Уянской КСШ поделилась своим опытом работы , как она сумела добиться 100 процентов успеваемости . Добилась она этого благодаря систематической подготовке к урокам , хорошей иллюстрации их, требовательности в выполнении распорядка , бесед с родителями , показа результатов социалистического соревнования лучших учеников школы через стенную газету , проверки исполнения уроков заданных на дом. Призывала участников совещания на ликвидацию второгодничества .
Отсев учащихся из школ ,-говорил зав Каразейской школы происходит потому , что учителя иногда совершенно не интересуются выбывающими из школы учениками , куда и по каким причинам выбыл.
В нашей школе был даже такой случай что в моем отсутствии учителя Л. и С. продержали учеников в школе под замком более 10 часов . Однако заместитель заведующего рай ОНО т. С. Не обратил на это никакого внимания.
В свеем выступлении директор Уянской КСШ т. С. Указала , что их школа находится в 5 неприспособленных помещениях , но благодаря тому , что среди коллектива учителей интересы школы были выше всего добились высокой успеваемости . Тов. С. Познакомила совещание с трудами Макаренко , его опытом педагогической работы и призывала учителей детально изучить эту книгу.
Директор средней школы Иркутского зерносовхоза т.К. отметил , что т. Т. в своем докладе не сумел вскрыть все причины низкой успеваемости отдельных школ подробно передать опыт передовых школ района. Получилось это потому , что т. Т. не знает настоящего положения школ , а слепо полагается на те сводки , которые поступают от заведующих . Директора зачастую не имеют планов работы , а работники рай ОНО об этом не знают и помощи не оказывают .
Товарищи М.К.Ф. и Щ. в своих выступлениях резко критиковали работу рай ОНО в деле его руководства школами . Инструктора рай ОНО в некоторых школах не были по 2-3 года , а штат общественных инструкторов при рай ОНО не создан, не были созданы секции по методической работе . Работники рай ОНО ввели в систему семейственность и дружеские беседы , процветает пьянка , например , заместитель заведующего рай ОНО т. С. приехал проверять Карымскую школу и напился пьяным . Инстуктор рай ОНО т. Ш. напился пьяным при выезде в школу блок –поста Тулюшка . Недисциплинирован и сам т.Т. , при выездах в обл ОНО куда то исчезает по 2-3 дня. Учет поставлен плохо и рай ОНО из-за этого не знает сколько требуется учебников . Плохо работают в школах комсомольские и пионерские организации . Социалистическое соревнование развернуто слабо, не достаточно уделяется внимание ликвидации неграмотности среди взрослого населения . Выступающие товарищи так же отметили , что к учителям иногда относятся бездушно, как это было с учительницей Ф, которая находилась в тяжелых бытовых условиях имела плохую квартиру , дрова из леса носила на себе. Все это отражалось на ее работе, но никто не обратил никакого внимания . Присутствующий на совещании учителей секретарь обкома ВКП(б) т. Р. начав свое выступление с международной обстановки , которая заставляет нас поднять производительность труда на высшую ступень и добиваться качественной продукции , так же и советский учитель должен бороться за качество учебы. .
-Бракодел учитель, - говорит т. Р . ,- опасней бракодела сапожника потому, что сделанный сапожником ботинок рассчитан на использование одного года, а вы учите детей , работников многих лет, им надлежит завершить построение коммунистического общества. Поэтому каждый учитель должен добиваться стопроцентной успеваемости , а для этого нужно систематически повышать и свой общеобразовательный и политический уровень .
В принятом решении совещания учителей отметило неудовлетворительную работу рай ОНО и отдельных школ. Наметило ряд конкретных мероприятий на лучшее проведение нового учебного года и вызвало на социалистическое соревнование учителей Зиминского района .
А.Ш.
(газета «Коммунар» № 77 от 1 сентября 1940 года Основание Ф № Р-69, оп № 1 , д № 1 з, л № 130)
Начальник архивного отдела
управления по правовым вопросам ,
работе с архивом и кадрами
администрации муниципального
образования Куйтунский район Е.В. Хужеева