2023
Аналитическая информация о состоянии условий и охраны труда в муниципальном образовании Куйтунский район за 2023 год
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Аналитическая информация о состоянии условий и охраны труда в муниципальном образовании Куйтунский район подготовлена на основе мониторинга состояния условий и охраны труда в районе за 2023 год, исходя из анализа данных, собранных экономическим управлением администрации муниципального образования Куйтунский район.
По состоянию на 31 декабря 2023 года:
Таблица 1
Численность лиц, занятых в экономике (чел.)
|
5553
|
в том числе женщин (чел.)
|
2888
|
Количество работодателей, осуществляющих деятельность на территории
муниципального образования (вместе с индивидуальными предпринимателями, использующими наемный труд) (всего)
|
785
|
из них индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд
|
227
|
В рамках переданных полномочий согласно Закона Иркутской области от 24 июля 2008 года № 63-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда» в администрации муниципального образования Куйтунский район организована работа по реализации государственных полномочий в сфере труда.
Для исполнения должностных обязанностей имеется рабочее место консультанта по управлению охраной труда, оснащенное полным комплектом методических пособий, рабочими стендами «Типовой уголок по охране труда», «Расследование несчастных случаев на производстве», «Уведомительная регистрация коллективных договоров», компьютером и оргтехникой.
Консультантом по управлению охраной труда ведётся реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, в котором по состоянию на 31.12.2023 г. учтено 217 юридических лица.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, требуется создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда.
В муниципальном образовании Куйтунский район:
Таблица 2
Количество организаций, численность работников которых превышает 50 человек
|
29
|
Количество организаций, численность работающих до 50 человек
|
188
|
Таблица 3
Количество служб охраны труда у работодателей, численность работников которых превышает 50 человек
|
1
|
Количество введенных должностей специалистов по охране труда
|
31
|
Количество работодателей, у которых исполнение функций специалиста по охране труда, возложено на одного из работников
|
35
|
Работодатели, которые лично осуществляют функции специалиста по охране труда
|
150
|
В большинстве случаев работодатели, которые лично осуществляют функции специалиста по охране труда, это организации с численностью работников до 30 человек, такие как администрации сельских поселений, учреждения культуры, основные и начальные общеобразовательные учреждения, филиалы, обособленные подразделения организаций, зарегистрированных в других районах Иркутской области, индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства, и другие.
Основным показателем, характеризующим состояние охраны труда, является уровень производственного травматизма на территории. Именно поэтому важнейшая составляющая деятельности специалиста по охране труда –- его участие, в установленном порядке, в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве (тяжелых, групповых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом), происшедших на территории Куйтунского района. В целях выявления скрытых несчастных случаев на производстве, их предупреждения проводится ежеквартально сверка с Государственной инспекцией труда в Иркутской области и с отделением Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более
Таблица 4
Вид несчастного случая
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2020
|
Весь период
|
Смертельный
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Групповой
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Тяжелый
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Легкий
|
2
|
0
|
1
|
2
|
0
|
5
|
Не связанный с производством
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
ИТОГО
|
3
|
1
|
1
|
3
|
0
|
8
|
из них учтено по муниципальному образованию с внесением в журнал регистрации несчастных случаев на производстве:
- 1 несчастный случай со смертельным исходом, связанный с производством – 2019 год;
- 1 тяжелый несчастный случай, связанный с производством (2020 год);
- 5 легких несчастных случаев, связанных с производством (2019 год – 2 несчастных случая, 2021 год – 1 несчастный случай, 2022 год – 2 несчастных случая);
- 1 несчастных случая, не связанных с производством (2022 год).
Распределение численности пострадавших на производстве по основным видам экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 3 человека (1 тяжелый – 2020 год (СПК «Колхоз Труд»), 1 легкий – 2021 год (СПК «Колхоз Труд»), 1 легкий – 2022 год (ООО «Лесная инвестиционная компания)); транспортировка и хранение – 1 человек (1 смертельный – 2019 год (ООО «ТрансСибирь»); государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение – 1 работник (1 легкий – 2019 год (администрация Куйтунского городского поселения)); образование – 1 работник (1 легкий – 2019 год (МКОУ «Чеботарихинская СОШ»)); деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 1 работник (1 легкий – 2022 год (ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, Куйтунского района»)).
Принятие эффективных мер по приведению условий и охраны труда в организациях в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда невозможно осуществить без специальной оценки условий труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работодатель на всех рабочих местах обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».
Администрацией муниципального образования Куйтунский район проводится активная работа с работодателями по проведению специальной оценке условий труда, что дало определённые положительные результаты.
Данные по специальной оценке условий труда на 31.12.2023 года
Таблица 5
Число организаций, охваченных специальной оценкой труда
|
217
|
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда
|
4653
|
Процентное соотношение по данным государственной экспертизы к числу рабочих мест
|
100%
|
В целях обеспечения социального партнёрства, а также улучшения условий и охраны труда работников, защиты их прав и интересов серьёзное внимание уделяется проведению коллективно-договорной работы, а именно оказанию методической помощи трудовым коллективам района по подготовке и заключению коллективных договоров. Для этого ведётся регистрация заключенных коллективных договоров, которые заключается на срок не более 3-х лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более 3-х лет.
Численность заключенных коллективных договоров (по годам)
Таблица 6
2019 год
|
2020 год
|
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
9
|
3
|
6
|
16
|
11
|
Влияние вредных производственных факторов приводит к профессиональным заболеваниям с временной утратой трудоспособности и развитию профессиональной патологии работающего населения.
Ежегодно на базе ОГБУЗ «Куйтунская районная больница», имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров, проводятся предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, способствующие выявлению начальных признаков хронических профессиональных заболеваний лиц, имеющих контакт с различными неблагоприятными производственными факторами.
Случаев профессиональных заболеваний в 2023 году в районе зарегистрировано не было.
Одним из важнейших направлений по профилактике производственного травматизма на производстве является обучение охране труда. Когда в организации работает подготовленный специалист по охране труда, можно быть уверенным в том, что с его стороны будет обеспечено выполнение профилактических мер по сокращению производственного травматизма.
Таблица 7
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
Всего обучено (чел.)
|
В том числе руководителей (чел.)
|
Всего обучено (чел.)
|
В том числе руководителей (чел.)
|
Всего обучено (чел.)
|
В том числе руководителей (чел.)
|
54
|
22
|
336
|
120
|
356
|
66
|
Также ежегодно приглашаются специализированные обучающие центры, имеющие лицензию и аккредитованные на оказание услуг в области охраны труда, которые проводят обучение по оказанию первой помощи, пожарный минимум и переаттестацию машинистов (кочегаров) котельных.
Для систематизации процесса обучения охране труда, ведется мониторинг и создается реестр о лицах, прошедших обучение по охране труда, и реестр лиц, планируемых к обучению в очередном календарном году.
Для улучшения эффективности системы управления охраной труда вопросы соблюдения трудового законодательства систематически проводятся совещания по вопросам трудового законодательства и охраны труда.
В 2023 году было проведено 6 совещаний по вопросам охраны труда.
Организации района принимают участие в областных и федеральных конкурсах на лучшую организацию работы по охране труда.
В 2023 году муниципальное образование Куйтунский район приняло участие в конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области по итогам 2022 года в номинации «Лучший городской округ (муниципальный район) Иркутской области по проведению работы в сфере охраны труда».
Кроме этого в данном конкурсе также участвовали 5 организаций Куйтунского района в номинации «Лучшие организация, индивидуальный предприниматель в Иркутской области по проведению работы в сфере охраны труда»: ОА «Куйтунская Нива», МКУ «Центр ППиФСОУ КР», ОГБУ «УСЗСОН по Куйтунскому району», МКОУ Центр образования «Альянс» п. Харик, МКОУ СОШ №2 р.п. Куйтун.
Участие в конкурсах решает общую для всех важную задачу – привлечение общественного внимания к необходимости решения социальных вопросов на уровне организаций.
В период с 31 января по 20 марта 2023 года на территории муниципального образования Куйтунский район проводился конкурс на лучшую организацию работы по охране труда в Куйтунском районе по итогам 2022 года (https://куйтунскийрайон.рф/economy/okhrana-truda/konkurs/rayonnye/2023/).
В конкурсе приняло участие 30 организаций района в 5-ти номинациях (видам экономической деятельности):
1. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство:
─ Обособленное подразделение «Хлебоприемное предприятие» общества с ограниченной ответственностью «Саянский бройлер»;
─ Филиал Куйтунский Областного государственного бюджетного учреждения «Зиминская станция по борьбе с болезнями животных»;
─ Акционерное общество «Куйтунская Нива»;
─ Сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз Труд»».
2. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность по операциям с недвижимым имуществом; предоставление прочих видов услуг; деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления; деятельность экстерриториальных организаций и органов:
─ Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания»;
─ Барлукское потребительское общество;
─ Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования Куйтунский район».
3. Деятельность в области информации и связи; деятельность финансовая и страховая; деятельность профессиональная, научная и техническая; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
─ Финансовое управление администрации муниципального образования Куйтунский район;
─ Муниципальное казённое учреждение «Центр психолого-педагогического и финансового сопровождения образовательных учреждений Куйтунского района»;
─ Управление образования администрации муниципального образования Куйтунский район;
─ Администрация Куйтунского городского поселения;
─ Муниципальное бюджетное многофункциональное учреждение культуры «Социально-культурный центр Кадинский»;
─ Областное государственное казённое учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Куйтунскому району»;
─ Администрация Каразейского сельского поселения;
─ Муниципальное казенное учреждение культуры «Карымский социально-культурный центр».
4. Образование:
─ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Незабудка»;
─ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Альянс» п. Харик;
─ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа»;
─ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Капелька»;
─ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тулинская средняя общеобразовательная школа;
─ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко»;
─ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Росинка»;
─ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Карымская средняя общеобразовательная школа;
─ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чеботарихинская средняя общеобразовательная школа»;
─ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Куйтун;
─ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уховская средняя общеобразовательная школа»;
─ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Харикская средняя общеобразовательная школа № 2.
5. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений:
─ Муниципальное казенное учреждение культуры «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека»;
─ Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Тулюшкинский психоневрологический интернат»;
─ Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, Куйтунского района».
Итоги конкурса были подведены 15 мая 2023 года. Победители, призёры и участники конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Куйтунском районе по итогам 2022 года в рамках совещания 29 июня 2023 года были награждены дипломами и подарочными сертификатами, а также дипломами «За участие».
В 2023 году проверок с государственными органами надзора (контроля) на территории Куйтунского района не проводилось.
За 2023 год было проведено 10 ведомственных проверок, из них: 9 плановых проверок и 1 внеплановая. Замечания касались вопросов: обучения по охране труда, проведения специальной оценки условий труда, учёта и выдачи СИЗ, и другие нарушения. По результатам проверок всем руководителям были выданы акты об устранении выявленных нарушений.
В целях освящение вопросов охраны труда и доведения её до населения информации по вопросам трудового законодательства и охраны труда публикуются в районной газете «Вестник Куйтунского района» и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» куйтунскийрайон.рф в разделе «Труд и охрана труда». В 2023 году было опубликовано 28 статьей по вопросам: обучения по охране труда, проведения специальной оценки условий труда, учёта и выдачи СИЗ и другие, – и принято 9 нормативных актов.
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район № 831-п от 13 октября 2020 года утверждена и действует до 2024 года муниципальная программа «Улучшение условий и охраны труда на территории муниципального образования Куйтунский район на 2021-2024 годы».
В целях реализации на территории района основных направлений государственной политики в области охраны труда определены основные приоритеты:
1. Активизация работы по проведению мероприятий по специальной оценке условий труда в организациях района.
2. Создание информационной системы в области управления охраной труда;
3. Осуществление методического руководства работой служб охраны труда организаций всех форм собственности, расположенных на территории района.
4. Совершенствование системы организации обучения и аттестации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда.
И.А. Савина
Консультант по управлению охраной труда
отдела потребительского рынка и труда
экономического управления администрации
муниципального образования Куйтунский район
|